Появление тайцзи цюань
Тайцзи цюань («кулак Великого Предела») — cамый известный стиль ушу. Нет единой точки зрения на его происхождение. Согласно одной легенде, основал тайцзи цюань Чжан Саньфэн (эпоха Сун, XI — XIII века), которому этот стиль приснился. Другое предание сообщает, что Чжан Саньфэн быд даосским монахом и жил в горах Удан в эпоху Мин (XIV — XVII век). Третья легенда авторство тайцзи цюаня приписывает мастеру Сюй Сюаньпину, жившему во времена династии Тан (VII — X века).
Первым стилем тайцзи цюань был стиль чэнь, как сообщает нам летописец Тан Хао Дэн. Основал стиль чэнь в XVII веке знатный военачальник Чэнь Вантин. После того, как династия Мин сменилась династией Цин (1644) он уехал на родину, в провинцию Хэнань, где и создал стиль тайцзи цюань.
Тайцзи цюань стал известен своим положительным влиянием на состояние здоровья, и сегодня общеукрепляющее, оздоровительное и профилактическое действие гимнастики тайцзи общепризнанно.
Стиль Чэнь имеет три начала:
1. Древние эзотерические учения даоинь (переводится как «руководить и растягивать») и туна (иероглиф означает «выплевывать и удерживать»)
2. Китайское учение об Инь и Ян и энергии Ци
3. Анализ и пересмотр традиций разных школ китайского рукопашного боя, а также трактата полководца Ци Цзигуана «Тридцать две ситуации кулачного боя».
Таким образом, стиль Чэнь вобрал в себя как традиционные учения, так и новые достижения Чэнь Вантина. Этот стиль сначала стал называться чанцюань.
Когда появилось слово «тацйзи цюань»?
Слово «тайцзи цюань» можно перевести как «Кулак Великого Предела». Это название связано с философским переосмыслением в XVIII веке Ваном Цзуньюэном сути учения об Инь и Ян — диалектикой естественного хода вещей и событий. Философ Чжоу Дунья описал само понятие Великого Предела как круг, показав взаимосвязь беспредельности и Великого Предела.
Главные особенности тайцзицюаня:
- Движения разучиваются и выполняются в медленном темпе, благодаря чему совершенствуется сенсорика и способность эффективно удерживать равновесие;
- В тайцзи цюань преобладает контратакующая тактика и, соответственно, контратакующий набор приемов, что в свою очередь подходит для самообороны;
- Выполняя движения в медленном темпе удобней и эффективней синхронизировать дыхание с выполнением приема.
Большинство движений в тайцзи цюань — округлые, конец одного движения является началом другого, движения дополняют и мягко перетекают друг в друга. В движении надо стремиться к покою, а находясь в покое надо совершать движение (подразумевается внутренняя работа). Это методика тренировки: неподвижная медитация и динамическая медитация.
Общие черты всех стилей тайцзи цюань
- При занятии тайцзи цюань сердце должно биться спокойно, дыхание — быть ровным и непринужденным. Внимание должно быть сконцентрированным, а разум — руководить телом.
- Движения должны быть легкими, плавными, тело — естественным. Нужно придерживаться золотой середины избегая полной релаксации и перенапряжения.
- Движения — непрерывные и непринужденные.
- Все движения связаны друг с другом непрерывно, переход из одного движения в другое мягкий и плавный, но пустое и полное должно быть разграниченным в единстве.
- Поясница (дантен) — направляющая ось и звено передающее усилие от опоры, через пояс нижних конечностей к поясу верхних конечностей. Переходы вверх и вниз, вперед и назад, повороты следуют друг за другом, центр тяжести стабилен.
- Легкость, самообладание, сдержанность и одновременно — энергичность, твердость и одновременно — мягкость присутствуют в каждом движении. Тело не закостенелое, но и не расслабленное полностью; сила прилагается эфективно, но без излишнего напряжения.
В школе Вэй Лин в Киеве тайцзи цюань могут заниматься люди любого возраста.