Волевые качества – это особенности психофизической регуляции, ставшие свойствами личности и проявившиеся в конкретных ситуациях, связанных с преодолением трудностей. Проявление волевых качеств определяется не только стремлением к успеху, избеганием неудачи и нравственными установками, но и врожденными особенностями нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.
Например, страх сильнее выражен у людей со слабой нервной системой, поэтому слабым труднее быть смелыми, чем сильным людям. Человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить эти качества, а потому, что для их проявления у него имеется меньше врожденных задатков.
В конкурентном мире каждый стремится проявить как можно больше эффективных черт и качеств, способствующих получению высокого результата и волевых в том числе. Таким образом, перед человеком постоянно стоит задача прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако в преодолении слабости волевой сферы человека нужно избегать и излишнего оптимизма, и не думать что главное это иметь желание. На пути развития «силы воли» можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическое мастерство, чуткость и такт.
У одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно воля как механизм преодоления препятствий и трудностей, т. н. «сила воли» неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях. Единой для всех случаев воли (понимаемой как «сила воли») нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.
Волевое поведение человека часто определяется сочетанием не только волевых, но и нравственных (моральных) качеств личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: дисциплинированность, принципиальность, организованность и другие. Их называют морально-волевыми качествами личности.
В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому в педагогике при формировании волевого поведения используются задания, затрагивающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, стойкость и мужество, целеустремленность и принципиальность. Они могут иметь разные мотивы и оттенки. Одно дело, например, героизм, проявляемый в безвыходной ситуации. Другое дело – героизм, проявленный без принуждения, как самопожертвование.
Классифицируя морально-волевые качества, можно разделить на три группы:
- Целеустремленность (инициативность, упорство, терпеливость, настойчивость);
- Самообладание (выдержка, дисциплинированность, решительность);
- Мужество (самоотверженность, принципиальность, смелость).
Целеустремленность
Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характеру затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и настойчивость.
Самостоятельность — это желание и способность действовать без посторонней помощи. Она является одним из критериев полноценности человека и проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Младшие дети используют самостоятельность как средство достижения своих целей, а подрастая – для самоутверждения. У подростков мотивом к проявлению самостоятельности нередко служит желание испытать себя, проверить свои возможности.
Инициативность — частный случай проявления самостоятельности. Она выражается в почине, т. е. в таких действиях людей, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность. Имея в виду инициативность, говорят: «взял на себя смелость». Поэтому инициативность является мотивационным качеством и рассматривается как волевая характеристика поведения. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе. Инициативные люди характеризуется высокими лидерскими и предпринимательскими качествами.
Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии, голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени. Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек начинает испытывать внутреннее препятствие физиологического характера (неблагоприятное состояние) и начинает его переживать. При физической и умственной работе таким переживанием является ощущение усталости. Усталость связана с возникновением состояния утомления. Терпеливость во время физической работы проявляется в преодолении утомления. Чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, человеку нужно прилагать дополнительные усилия. Время, в течение которого он может это делать есть показатель выносливости и характеризует его терпеливость. Величина волевого компонента при выполнении предельного физического усилия зависит от анаэробных возможностей человека. Терпеливость является общей волевой характеристикой, независимой от вида преодолеваемой трудности.
Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, вопреки имеющимся трудностям и неудачным попыткам. Оно связано со стремлением во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда спортсмен пытается выполнить трудный элемент, не поддающийся с первой попытки. Упорный человек не пасует перед неудачей. Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам, и поэтому требования и просьбы при упрямстве носят нередко формальный характер. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что решение исходит от него и отказ от этого решения может, как ему кажется, подорвать его авторитет. В детстве упрямство может быть формой протеста, вызванной подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным желаниям. Проявление упрямства может являться следствием стремления к самоутверждению, хотя со стороны видно, что это бесцельная трата времени и сил, и все равно ничего не получится. Однако упрямство в ряде случаев основано на глубоком убеждении человека в реальности достижения поставленной цели, вопреки мнению окружающих. Мнение о целесообразности прилагаемых усилий может быть весьма субъективным и, по сути, тоже отражать скрытое упрямство, базирующееся на установке что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Упрямство рассматривается часто как негативное проявление настойчивости, в то время как оно является негативным проявлением упорства. Эта ошибка проистекает из того, что отождествляют упорство и настойчивость, между тем как между этими волевыми проявлениями имеются существенные различия.
Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека, являясь одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Это приводит к отождествлению этих двух волевых качеств, что находит отражение в тестах, применяемых американскими психологами для изучения настойчивости. Нерешаемые интеллектуальные и перцептивные задачи, тесты на физическую выносливость, на самом деле выявляют упорство. Проявление настойчивости в значительной мере зависит:
- от степени уверенности человека в достижимости отдаленной цели;
- от мотивации достижения (в значительно большей степени, чем упорство, не говоря уже о терпеливости);
- от наличия волевых установок на преодоление затруднений;
- от свойств нервной системы (в отличие от упорства и особенно терпеливости) настойчивость зависит мало.
Самообладание
Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения и с самоограничением эмоционального реагирования. Самообладание определяют как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание – это власть человека над самим собой.
Выдержка – это способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, подавлять сильные влечения и желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Агресивные действия могут быть:
- прямыми физическими (когда человек бросается на обидчика с кулаками)
- косвенными физическими (когда человек, уходя, с досады хлопает дверью)
- прямыми вербальными (человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку)
- косвенными вербальными (в случае, когда недовольство кем-то высказывается за его спиной в эмоционально-повышенных тонах своим товарищам или родным).
Выдержка понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Однако хладнокровие может быть связано с эмоциональной невозбудимостью, бесчувственностью человека. Проявлением выдержки является долготерпение (стоицизм), способность человека долго без срывов переносить страдание, душевную муку, жизненные невзгоды, быть стойким.
Выдержка также обнаруживается в подавлении желания когда оно не уместно или вредно. В этом проявляется тормозная функция воли. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Не следует путать выдержку с бесчувственностью и терпением. Терпение же, наоборот, связано с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность (неумение, неспособность сдерживаться) свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Может быть обусловлено нервным или психическим заболеванием, расстроенностью, возмущением, дурным характером, обидой. Проявляется в агрессивном поведении.
Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату («Быть или не быть – вот в чем вопрос»). Решительность определяется временем принятия решения и значимостью ситуации. Некоторые полагают, что решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Однако это может характеризовать либо легкомыслие человека, либо принятие решения в ситуации, когда человек твердо убежден в правильности принимаемого решения на основании полной информации об имеющейся ситуации. Решительность чаще всего проявляется при неуверенности человека в правильности принимаемого решения и достижении успеха. Следовательно, для проявления решительности необходима определенная доля сомнения. Решительность и есть проявление волевого усилия для преодоления этого сомнения. Второй момент, встречающийся в определениях решительности и вызывающий возражения, – это своевременность принимаемых решений. Своевременность означает «в нужный момент, кстати». Данная характеристика может иметь место только при жестком ограничении времени на принятие решения. В остальных случаях важна не своевременность, а быстрота принятия решения. Наконец, третий момент, с которым трудно согласиться – это понимание решительности как принятия наиболее правильного в данной ситуации решения. Правильность или неправильность принятого решения – скорее характеристика мыслительной деятельности, адекватности понимания ситуации и полученной информации. Кроме того, быстро или медленно могут приниматься как правильные, так и неправильные решения. В большинстве случаев решительность связана с временем принятия решения когда есть выбор. Однако она может проявляться и в безальтернативной ситуации, когда человек уже точно знает, что необходимо сделать (например, прыжок в высоту или в воду с вышки, выполнение штрафного броска в баскетболе и т. д.). При этом решительность связана со временем определения готовности к выполнению необходимого действия. Оказывается, что это время у разных людей различно, причем отмечается стабильность этих различий.
Часто решительность путают со смелостью. Однако, несмотря на то, что смелость и решительность могут в опасной ситуации обнаруживать корреляцию (чем боязливее человек, тем он более нерешителен) или проявляться в комплексе (например, расхрабриться – значит набраться смелости и решиться на что-либо), все же это разные волевые проявления. Решительность не синоним смелости, но в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. Решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества. Решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в сложной ситуации, в ситуации «делать — не делать и готов — не готов», когда еще не готов, но заведомо известно, что делать надо. Время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, если в одной ситуации человек проявляет большую решительность, чем другой, то и в других ситуациях он будет тратить меньше времени на принятие решения. Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками. Изучение соотношений между смелостью и решительностью не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спорте, и не случайно именно спортсмены в своей деятельности провели различие между этими волевыми качествами. В не опасной ситуации связи решительности со смелостью нет, решительными могут быть и боязливые, а нерешительными — смелые.
Мужество (смелость)
Мужество (героизм, самоотверженность, принципиальность, смелость) определяется как бесстрашие, неустрашимость, отвага, храбрость, лихость, удаль, доблесть – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением. Бесстрашие имеет три формы: смелость, храбрость и отвага. Смелый человек тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием возбуждения, упоением опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, бунтарства, нигилизма и авантюризма. Противоположна смелости трусость — отрицательное моральное качество, которое выражается через проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком ситуации как опасной для жизни, здоровья или престижа и является естественным желанием избежать опасности. Среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять собой и своим поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.
Непонимание опасности не свидетельствует о смелости человека: если страх не возникает, то человеку и преодолевать его не надо. Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в абсолютном значении этого слова, людей нет. Безрассудно лезть к тиграм в клетку. Смелость состоит не в полном отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньше страх будет влиять на качество действий и деятельность человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому смелость это способность сдерживать защитные реакции при возникновении страха и качественно осуществлять свои намерения в опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях. Смелость как волевое проявление состоит в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.
Псевдосмелость. Бывает, что человек храбрится, т. е. принимает бодрый вид, стремясь казаться храбрым, на самом деле таковым не являясь. От истинной смелости следует также отличать бравирование как показное пренебрежение опасностью. Истинная смелость, как правило, разумна.
Героизм и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Героизм это общественно значимый поступок, который может быть поставлен в пример и в назидание последующим поколениям людей.
Самоотверженность является экстремально сильным проявлением героизма, так как обычно сопряжена с самопожертвованием. Самоотверженность характерна для многих деятелей науки и первооткрывателей.
Принципиальным (от лат. principium — основание, первоначало) считается человек, твердо и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, последовательно проводящий эти принципы в жизнь. Основой принципиальности является уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка. Основные идеи представляют собой свод правил (законов) обязательных для выполнения каждым членом общества. Однако всегда находятся люди, готовые попрать общепринятые и разделяемые большинством правила совместного сосуществования. Они готовы пойти на любые “искусительные” меры, дабы отвратить блюстителей морали и норм. Именно в ситуациях “искуса” воля человека проявляет себя как принципиальность и желание отстаивать и претворять общепринятый порядок. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.
Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться порядку для пользы дела. Дисциплинированное поведение предполагает не только соблюдение заведенного порядка но и выдержку (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности выражен интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе опыта усвоенных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию черт личности, в основе которых лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой и превращается самодисциплину. Дисциплина из соображений выгоды или по принуждению достигается с помощью “кнута” и “пряника”. В одном случае человек подчиняется установленному порядку, чтобы избежать наказания, в другом – корысти ради. Однако, необходимо учесть, что чрезмерно жесткая, тоталитарная дисциплина приводит к ригидности мышления и поведения, т.е. неспособности быстро менять логические построения в зависимости от меняющейся ситуации. Это характерно для органического поражения головного мозга (сосудистого, травматического и др.), когда в результате человек утрачивает необходимую гибкость.
Организованность — самостоятельное волевое качество. Организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Организованность проявляет себя через эффективное управление своим временем и умением вносить необходимые коррективы в свое расписание. Организованный человек обладает выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана с дисциплинированностью и намерением (целеполагание). Организованность это умение и способность личности к упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность.
Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. В усердии присутствует мотивационный и нравственный компонент, желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности. Подводя итоги отметим, что человек может проявлять свои волевые качества не только для достижения собственных целей, но и для блага общества, в котором он живет. В этом случае его волевые поступки оцениваются еще и с точки зрения общепринятых норм морали и становятся в таком случае морально волевыми поступками. Совершая морально-волевые поступки человек имеет возможность удовлетворить, наивысшие из своих жизненных потребностей: потребность в общественном признании. Таким образом, все перечисленные морально-волевые качества являются обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления волевых и нравственных качеств. Это характеристики, порождающие друг друга. Волевые качеств и степень их сформированности имеет огромное значение для многих видов деятельности. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего в командных, а не в личных соревнованиях. Проявление одних волевых качеств не всегда предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости определено, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.