Спортивный клуб для детей от трех лет на Левобережном массиве и Русановке

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она возникла вместе с появлением общества и труда.

Все действия человека могут быть разделены по двум категориям: непроизвольные и произвольные.

Первые совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером таковых могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все они производные от воли человека, которая нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, преодолении препятствий. Эти акты требуют волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в данной конкретной ситуации. В зависимости от того, насколько сложен для человека внешний и внутренний мир, можно выделить четыре варианта проявления воли:

1. В мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, осуществимы).

2. В мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по их преодолению, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте, его желания и цели однозначны (простой внутренний мир человека).

3. Если внешний мир не отличается трудностью, а внутренний сложен, требуются волевые усилия, направленные на преодоление внутренних противоречий, сомнений, в человеке идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения.

4. Если и внешний, и внутренний мир сложны, требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений, чтобы выбрать решения и осуществить действия в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное, реализуемое благодаря внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильного волевого усилия возрастает в том случае, если непростыми оказываются обстоятельства и сложным, противоречивым — внутренний мир человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом препятствия, человек вырабатывает в себе целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но эти волевые качества могут и не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: если ребенок избалован и все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется) или когда он подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, то он не научится самостоятельно принимать решения.

Родители, стремящиеся воспитать волю у своего ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1. Не делать за него то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.

2. Активизировать его самостоятельную деятельность, вызвать и закрепить у него чувство радости от достигнутого, повышать веру в способность преодолевать трудности.

3. Даже маленькому ребенку объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые ему предъявляют, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при их осуществлении выполняют лобные доли, где происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели (моделью). Недоразвитие лобных долей может приводить к абулии — болезненному безволию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

6Ldei1UUAAAAAI86zIoJiSc9aIUwSn6B9gwt2z2H