Что такое координация? Насколько она важна для развития детей?
Координация — важная составляющая в развитии ребенка. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. Координация (от латинского coordinatio — взаимоупорядочение) — это согласование деятельности мышц тела, направленное на успешное выполнение двигательной задачи. От нее зависит каждое движение человека и она нужна не только в спорте. О хорошей координации движений можно говорить, когда мышцы человека действуют слаженно, эффективно и экономично. Координация включает в себя способность к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия, произвольному расслаблению мышц; чувство ритма; согласование движений; оценку и регуляцию параметров движения.
![](http://www.fsk.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2.jpg)
Хорошая ли у ребенка координация?
Нарушение координации движения обнаруживается еще в раннем детстве, и может проявляться на протяжении всей жизни. В отличие от других болезней и травм, это расстройство выражается в неспособности контролировать процесс выполнения конкретной двигательной задачи, запоминать и воспроизводить ту же самую задачу — особенно если речь идет о точных и тонких движениях.
Например, нарушения координации выражаются в том, что дети испытывают затруднения в обыденных действиях. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, подвижные игры, езда на велосипеде, которые становятся автоматическими для здоровых людей, являются сложной задачей для страдающих нарушениями координации движения.
Дети с нарушением координации движения тратят в три раза больше времени на написание каждой буквы. У таких детей нет физиологических или интеллектуальных отклонений, а в некоторых случаях их интеллект выше среднего, но они не в состоянии выполнять задачи, требующие координации между сенсорными, моторными и когнитивными функциями. С возрастом у таких детей могут возникнуть проблемы с пространственной и временной организацией, а также может появиться немало трудностей при оценке расстояния и скорости движущихся объектов. Это помешает им играть в мяч и кататься на велосипеде.
Определить, нормальная ли у ребенка координация, можно по таким параметрам:
- эффективность и точность движений;
- согласованность деятельности различных анализаторов (зрения, слуха, осязания, обоняния);
- правильный выбор момента начала движения (своевременность действий);
- адекватное определение направления, амплитуды, скорости, темпа и ритма движений;
- экономичность действий.
![](http://www.fsk.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/%D1%88%D0%B0%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2.jpg)
Как улучшить и развить координацию у детей?
Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости.
Эффективность в развитии двигательной координации у детей достигается за счет применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением; объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений; а также использование специального инвентаря разного размера и веса (мячи, обручи, палки, скакалки).
![](http://www.fsk.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F2-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2.jpg)
Что дают тренировки по акробатике для координации ребенка?
Занятия акробатикой совершенствуют функции многих анализаторов, развивают способность быстро активизировать необходимое количество мышечных волокон, обеспечивают оптимальное взаимодействие мышц-сенегистов и мышц-антагонистов, улучшают переход от напряжения мышц к их расслаблению, и, в результате, повышают уровень координационных способностей у ребенка.
В повседневной деятельности отдельные координационные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Некоторые из них в конкретных ситуациях играют ведущую роль, а другие — вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями. Таким образом, тренировка координации формирует адаптационный механизм человека. А это важно не только на тренировках, но и в социальной жизни как ребенка, так и взрослого человека.
Да, действительно координация является одним из самых важных ступеней развития ребенка. Даже для самых простых действий нужна хотя бы элементарная способность координировать свои движения. Занятия ушу, акробатикой, и другими видами спорта заметно развивают эту способность, а если говорить о профессиональном уровне, то доводяь до совершенного уровня.