Основные положения теории Инь-Ян могут быть сведены к следующему:
1. Противоположность Инь и Ян
Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролировать друг друга. В норме постоянным противоборством Инь-Ян поддерживается относительный физиологический баланс. В поединке соперник который атакует — Ян, защищающийся — Инь, движение изнутри-наружу –Ян, а снаружи-вовнутрь – Инь.
2. Взаимозависимость Инь и Ян проявляется в тесной связи обоих начал.
Без Ян не может быть Инь, также как и без Инь не может быть Ян. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «Инь находится внутри и поддерживает/питает/ Ян, а Ян стоит снаружи и защищает Инь.» (Ян соответствует функциональной активности органов и тканей, а Инь – питательным веществам).
3. Внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимосвязь отражает то, что Инь и Ян находятся не в фиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга.
Отсюда, потребление Инь приводит к росту Ян, а с другой стороны, потребление Ян приводит к росту Инь. (Употребление большего количества Инь – продуктов по отношению к Ян – продуктам, увеличивает Ян – тела).
4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях Ян может переходить в Инь и наоборот.
В 5-Й главе «Су Вэнь» сказано: «Сильный Ян будет обязательно образовывать Инь, а сильный Инь всегда приводит к образованию Ян». (Перегреешься на солнце – будет знобить, переохладишься – поднимется температура).
5. Бесконечная делимость Инь и Ян проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала – Инь и Ян.
В общем, жизненная энергия (ци) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени Ян и три степени Инь:
большой Ян (тай-ян) | большой Инь (тай-инь) |
средний Ян (ян-мин) | средний Инь (цзюе-инь |
малый Ян (шао-ян) | малый Инь (шао-инь). |