Шахматы, бизнес, политика в большей степени являются видами спорта, чем скажем йога или айкидо.
Элемент состязательности любую деятельность превращает в спорт. Так сложилось исторически: соревнования присущи многим сферам человеческой деятельности. Спортом стали основные виды деятельности: война, игра, труд, образование, возведенные в превосходную степень. Олимпиады по математике являются чистой воды спортом, и без их проведения невозможно отобрать тех, кто в дальнейшем будут заниматься математикой как наукой.
Если в йогу и айкидо привнести систему соревнований, то йога станет гимнастикой, а айкидо — борьбой. При этом придется выкинуть из йоги религиозный и этический аспекты, а из айкидо — философию и бутафорию (имитацию холодного оружия и спекуляции типа «лучшая защита это нападение») — ведь подавляющее большинство видов спорта вообще не содержат ни религиозный, ни философский аспекты.
В некоторых случаях целесообразно рассматривать общечеловеческие явления именно через призму состязательности. Спарта, Фивы, Афины и другие государства – полисы соревновались между собой чтоб доказать в сей Ойкумене что именно их система государственности лучше всех остальных. Соревнования появились на заре европейской цивилизации для того, чтобы по достижениям граждан определить лучшую систему подготовки, обучения, воспитания, а значит, и лучшую систему государственности. Состязания проводились не только в военно-прикладных сферах, но и в риторике, софистике, ораторском мастерстве.
Родители, приводящие своего ребенка к тренеру и говорящие, что не хотят из него делать спортсмена, по сути говорят, что не хотят воспитывать конкурентоспособную личность. А кого же тогда? Слюнтяя и приспособленца? Кто научит его смелости, дисциплине, выдержке, решительности, самоконтролю, принципиальности? Репетитор по английскому или учитель пения, мастер йоги или учитель танцев?
Ребенка в прямом и переносном смысле надо научить бороться. Сначала с ленью и разгильдяйством, затем с сиюминутными прихотями и капризами, ну а потом и конкурентные способности развивать можно.
Соревнования по сути — это экзамены в спорте, они являются составляющей частью и результатом многолетнего учебного процесса. Обучение виду спорта невозможно без соревнований, как невозможно научить ребенка ни одной школьной дисциплине без контрольных и экзаменов.