Спортивный клуб для детей от трех лет на Левобережном массиве и Русановке

Психомоторика (греч. psychē душа (сознание) лат. motor приводящий в движение) — взаимосвязь психики и движений, а именно совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития организма, речи, реакции, особенности конституции и воспитания.

Результат любого психического процесса в жизни человека — это действие — мышечное движение, которое является ответной реакцией на внешний или внутренний раздражитель. Движения мышц глаза, голосовых связок, сфинктров, гладкой, поперечно-полосатой или сердечной мускулатуры объясняются действием рефлекторных механизмов, осознаваемых и не осознаваемых самим человеком.

Знание закономерностей психомоторных процессов необходимо тренеру-преподавателю для обучения ребенка точности, скорости, надежности и эффективности управления своим телом, другими предметами и системами. Эти навыки могут совершенствоваться в течение всей жизни человека, если к этому прилагать регулярные усилия.

Психомоторика является важным критерием для диагностики психического статуса. При различных патологиях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные нарушения:

  • двигательный инфантилизм,
  • недоразвитие (моторная дебильность)
  • угнетение (гипокинезия и акинезия)
  • усиление (гиперкинезия)
  • извращение (паракинезия).

В психомоторике выделяют четыре основных типа конституционального свойства личности:

  1. циклотимически-пикнический (естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим загрузкам)
  2. шизотимический, (неравномерность и угловатость движений и походки, недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности, невыразительностью мимики и быстрая истощаемость).
  3. атлетический (подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность).
  4. лабильно-инфантильный (большая свойственная детям подвижность, живая мимика и жестикуляция, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость).

Расстройства психомоторики возможны при возбуждении и ступоре, а так же при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений психомоторики являются навязчивые движения и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, а так же психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм).

Регрессивные расстройства психомоторики проявляются в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, мутизм, двигательная расторможенность).

Для развития и совершенствования психомоторной деятельности необходимы условия:

  •  моторное поле (зона приложения мышечных усилий);
  • сенсорное поле (источник и каналы информации воздействующей на анализаторы);
  •  механизмы переработки полученной информации и формирования ответных действий.

В психомоторике выделяют процессы:

  1. сенсомоторные (простые и сложные реакции и координация, они связывают восприятие с движением);
  2. сенсоречевые (вербализируют информацию)
  3. идеомоторные (создают образ)
  4. эмоционально-моторные (связывают движение с чувствами и эмоциями)

В сенсомоторной реакции можно выделить сенсорный (акт восприятия), центральный (переработка воспринятого, его оценка) и моторный компоненты реакции (собственно движение). Сенсомоторные реакции представляют собой условные рефлексы. В зависимости от того, насколько сложен центральный момент реакции, различают простую и сложную сенсомоторную реакцию.

Простая сенсомоторная реакция (быстрый ответ простым «заученным» движением на внезапно появившийся, но знакомый сигнал); проявляется наиболее быстрым, заранее известным простым одиночным движением. Примером ее может служить включение тумблера по ожидаемому сигналу. Время от момента появления раздражителя до начала движения называется латентным временем реакции, а если еще учитывается и время выполнения движения, то говорят об общем времени реагирования. Она зависит от направленности (установки) внимания на восприятие сигнала (сенсорная реакция) или на движение (моторная реакция). Сенсорные реакции в среднем на 100 миллисекунд продолжительнее моторных.

Сложная сенсомоторная реакция — ответное действие, в основе своей связаное с выбором нужного ответа из ряда возможных. Например, из ряда кнопок выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный сигнал. Сложные реакции протекают медленнее простых, так как здесь существенно влияние состояния внимания, памяти и эмоционального состояния человека.

Сенсомоторная координация — это двигательный навык реализации ряда сложных движений в ответ на изменяющееся условия среды. На первых этапах обучения заменяется цепью отдельных актов, каждый из которых имеет свое начало и конец. В дальнейшем отдельные реакции объединяются в гибкую и пластичную систему сенсорных коррекций выполняемого движения.

Идеомоторные процессы — это феномен, проявляющийся в том, что само представление(образ движения) о предстоящем движении вызывает едва заметное реальное движение мышц тела (рук, глаз, головы или туловища). Эти движения могут быть непроизвольными, т. е. совершаться независимо от сознания человека. Идеомоторные процессы участвуют в формировании автоматизированных действий при обучении профессиональной деятельности. Вместе с тем идеомоторика иногда играет злые шутки с человеком. Так, мысль начинающего велосипедиста, сосредоточившего взгляд на валяющемся на дороге кирпиче: «Сейчас наеду на этот кирпич», зачастую осуществляется по полной программе.

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с его выполнением. В физиологическом плане — это связь второй сигнальной системы с двигательным анализатором; в психологическом плане — это сознательность овладения двигательными навыками и самоконтроль над движениями. Электрофизиологическими исследованиями было доказано, что двигательные представления также всегда сопровождаются микросокращениями соответствующих мышц. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Сенсоречевые реакции — это речевые ответы на входные сигналы при которых восприятие связано с речевым ответом на воспринятое. Центральный момент их очень усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный момент — это двигательный компонент речи. Сенсоречевые реакции также имеют латентное время, вариативность и точность реакций. В случае внутренней речи микро движения речевых и мимических мышц можно уловить с помощью специальных приборов, датчики которых прикреплены к коже лица.

Эмоционально-моторные процессы — связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

One thought on “Психомоторика”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

6Ldei1UUAAAAAI86zIoJiSc9aIUwSn6B9gwt2z2H