Спортивный клуб для детей от трех лет на Левобережном массиве и Русановке

Компоненты велосипеда — так называют его детали или части. Основные составляющие в конструкции велосипеда — это рама, вилка, колеса, амортизаторы и трансмиссия.

Рама — самая большая, тяжелая и важная часть велосипеда, определяющая его класс и назначение. Виды и классы рам соответствуют типам и классам велосипедов (например, двухподвес, хардтейл, комфорт). Типы велосипедов мы рассмотрим во второй части статьи. Важнейший параметр рамы — это ее размер, который подбирается в зависимости от роста ездока. Размер рамы измеряется в дюймах. Ростовка у разных производителей может отличатся от стандартной, приведенной ниже.

  • 13″ — 140-155см
  • 15″ — 150-165см
  • 17″ — 160-175см
  • 19″ — 170-185см
  • 21″ — 180-195см
  • более 23″ — 190см и выше

Амортизаторы

Амортизатор (подвеска) — компонент велосипеда, который уменьшает ударную нагрузку от приземления или наезда на препясвие как на тело спортсмена, так и на велосипед. Амортизатор состоит из элемента амортизации, элемента демпфирования и элемента механизма изменения скорости отскока. Демпфирование — это искусственное подавление колебаний. Амортизационный элемент, как правило, представляет собой металлическую или воздушную пружина. Амортизаторы бывают задние и передние (амортизационные вилки). Велосипеды могут не иметь амортизаторов вообще (жесткие велосипеды), иметь только передний амортизатор (хардтейлы и софттейлы), или же иметь и передний и задний амортизаторы (двухподвесы).

Вилка (велосипедная вилка, передняя подвеска) —  часть механизма рулевого управления, который находится в рулевой колонке и поворачивает переднее колесо при повороте руля. Вилки бывают жесткие (у дорожных и шоссейных велосипедов, для езды по гладкой ровной поверхности) и амортизирующие (преимущественно, у горных велосипедов).

Ход вилки — амортизационная способность вилки. Это — максимальная длина, на которую вилка может сжаться вдоль своей оси. Чем больше ход, тем большие удары гасит вилка и тем удобнее она для спуска. Чем меньше ход, тем выше точность управления и лучше велосипед приспособлен для езды в гору. Для разных типов велосипеда, в зависимости от спортивной дисциплины или стиля езды, подбирают соответсвующий ход вилки.

Задний амортизатор (задняя подвеска) — крепится между передним и задним треугольником рамы. Ставится на велосипеды, которые предназначены для езды по бездорожью. Задние амортизаторы бывают пружинно-масляные и воздушно-масляные. Чем больше ход амортизатора, тем более жесткий стиль катания можно применить. Но каждый дополнительный сантиметр амортизации, после первых десяти сантиметров, усложняет разгон велосипеда и в гору, и по горизонтальной поверхности, потому что он «съедает» энергию педалирования.

Трансмиссия

Трансмиссия — группа компонентов, которая передаёт усилие от ног человека шестерням передних звед, от них — на шестерни задних звезд (трещетки или кассеты) при помощи цепи и вращая таким образом колеса. Передние звезды больше задних, за счет этого на меньшее число оборотов педалей приходится большее число оборотов колеса.

Манетки ( переключатели передней и задней перекидок) при переключении скоростей обеспечивают переброс цепи с одной шестерни (зведы) на другую. Этот механизм закреплен на руле велосипеда. Делятся на поворотные (твистеры) и рычажки (триггеры).

Переключение скоростей изменяет передаточное число (то есть сотношение количества зубьев звезд), что позволяет получать оптимальные частоты вращения педалей на разных скоростях движения велосипеда.

Комбинация «большие передние звезды и маленькие задние» предназначена для быстрой езды, а комбинация «маленькая передняя звезда и большие задние» — для бездорожья и преодоления препятствий. Нельзя комбинировать большие с большими и маленькие с маленькими — это может привести к поломке.

Задние звезды (кассета, трещетка, ведомые звезды) — набор 6-9 звезд разного диаметра, прикрепленных ко втулке заднего колеса. Отличие между кассетой и трещеткой в том, что трещетка вкручивается, а кассета закрепляется на муфту.

Передние звезды (система, ведущие звезды) — комплект из двух или трех звезд (шестеренок) и шатуна, с помощью каретки закрепленные на раме.

Колесо

Колеса — важнейший компонент велосипеда. Бывают стальными, алюминиевыми или карбоновыми. В зависимости от типа велосипеда имеют разные размеры. Существует шесть самых распространенных размеров колёс велосипеда: – 20 дюймов (детские, раскладные и BMX), 24 ( для подростков, фрирайда), 26 (для горных велосипедов, прогулочных и городских) , 27 (шосейники), 28 (дорожные и гибриды) и 29 (новый стандарт колёс горных велосипедов).

Втулка — центральная часть колеса велосипеда, обеспечивающая его вращение. Задние втулки имеют более сложную конструкцию и, как правило, асимметричны.

Камера — часть колеса велосипеда, которая находится под покрышкой, имеет вклеенный ниппель, и содержит в себе воздух под давлением. Камера сама по себе не способна удерживать давление, эту задачу выполняет шина. Существуют также бескамерные колеса, когда покрышка представляет собой моноблок.

Ниппель — часть камеры, где находится клапан камеры через который ее накачивают насосом.

Обод — часть колеса велосипеда, каркас для покрышки. Во многом определяет динамические характеристики велосипеда и прочность его колес. Изготавливают ободы преимущественно из алюминия. Обод соединяется со втулкой спицами. Обода имеют четыре стандартных размера – 406, 507, 559 и 622 мм.

Покрышки (шины) — часть колеса велосипеда, которая защищает камеру от повреждений. Предназначены для сцепления с поверхностью и поглощения незначительных колебаний при езде. В зависимости от условий катания и состояния покрытия они имеют разный вес, ширину и рисунок протектора. Большинство велосипедных шин — пневматические (амортизируют за счет давления воздуха) и диагональные (с диагональным плетением корда). Бывают камерные и бескамерные.

Спицы — элементы велосипеда, которые соединяют втулку и обод, влияют на жесткость колеса. Количество спиц в колесе может меняться от 24 до 48. Более всего распространены колеса с 32 и 36 спицами.

Эксцентрик — устройство для быстрого съема и установки колес на велосипеде и для установки и регулировке высоты подседельного штыря.

Тормозные системы

Тормоза велосипеда обеспечивают замедление движения колеса при нажатии тормозной ручки. Делятся на гидравлические и механические, а так же на ободные и дисковые.

Ободные тормоза крепятся на раму. Два рычага тормоза несут две тормозные колодки. За счет передаваемого тросом усилия от тормозной рукоятки, колодки одновременно сдавливают обод колеса с двух сторон и останавливают колесо. Делятся на клещевые, кантилливеры и, наиболее распространенные, V-Brake. Встречаются также гидравлические ободные тормоза.

У дисковых тормозов торможение происходит за счет трения колодок о тормозной диск, который крепится к втулке колеса. Такие тормоза не боятся дождя, нечувствительны к «восьмеркам» обода, обычно обладают более мощными торможением и лучшей модуляцией (контроль силы торможения). Делятся на гидравлические, механические и механико-гидравлические.

Роллерные тормоза находятся внутри втулки и не подвержены погодным влияниям. Они обладают высокой мощностью торможения, но неприменимы для жесткой езды. Имеют небольшой обратный ход и абсолютно непригодны для ремонта в полевых условиях. Главный их недостаток — высокий вес.

Ножной тормоз — торможение производится поворотом педалей назад.  Такие тормоза не требуют обслуживания и очень износостойкие.

 

Рулевое управление

Баренды — пластиковые заглушки по обеим сторонам руля.

Вынос руля — компонент, которые соединяет руль и раму. Может регулироваться по высоте.

Грипсы —  резиновые ручки руля для надежного и удобного хвата.

Рога на руль — дополнительное место для хвата руля, которые препятствуют соскальзыванию рук с грипсов.

Рулевая колонка — компонент велоспеда, который соединяет вилку и раму, обеспечивает движение вилки. Состоит из верхней и нижней чашки, которые запрессованы в рулевом стакане рамы, а также нескольких конусов и подшипников.

Руль — главный элемент управления велосипедом. Бывает прямым или изогнутым (с подъемом). На нем крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы, могут крепиться аксессуары.

Седла

Замок седла — компонент, соединяющий седло и подседельный штырь.

Седло крепится на подседельном штыре. Различается по ширине, мягкости, виду амортизации, обшивке. Подбор производится с учетом необходимой для стиля катания посадки и параметров велосипедиста. Седла подразделяются на мужские и женские.

Подседельный зажим  служит для крепления подседельного штыря к раме, а так же регулирования высоты седла.

Подседельный штырь — трубка, предназначеная для крепления седла.  В зависимости от вида и класса рамы могут подразделяться по весу и параметры замка крепления седла — универсальны.

На эту тему

One thought on “Велословарь-1: компоненты”

  1. Ходовая часть велосипеда – это втулки колес, каретка, цепь, блок передних звездочек с шатунами (система), блок задних звездочек (кассета), и механизм свободного хода. К ходовой части также относят передний и задний переключатели передач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.