Воля — это отношение между нами самими и окружающим нас миром. Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в данной конкретной ситуации.
Воля как произвольное управление включает в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию. Волевой акт это сложная функциональная система характеризующаяся многокомпонентностью и полифункциональностью, в которой выделяют три элемента: желание, стремление и усилие.
В волевом действии выделяют два отдельных процесса:
— первый соответствует принятию решения, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата;
— второй, исполнительный, заключается в выполнении решения, в действии по инструкции.
В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому в педагогике при формировании волевого поведения используются задания, затрагивающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, стойкость и мужество, целеустремленность и принципиальность.
Необходимость сильного волевого усилия возрастает в том случае, если непростыми оказываются обстоятельства и сложным, противоречивым — внутренний мир человека.